Воскресенск. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 13 декабря

пасмурно-1 °C

Онлайн трансляция

Леонид Дудин, ветеран Военно-космических сил: «Наш район – воистину авиакосмический»

12 апр. 2018 г., 11:21

Просмотры: 1485


12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики

Более 30 лет почетный гражданин города Воскресенска и поселка Белоозерский Леонид Дудин работал на космос – занимался реализацией космических программ. Он из поколения первоклассных мастеров конструкторов-испытателей, отдавших годы жизни делу покорения Вселенной.

Сегодня на заслуженном отдыхе Леонид Дудин полностью посвятил себя литературной деятельности. Он всемерно способствовал установлению самых тесных дружеских и творческих связей с болгарскими поэтами и прозаиками. Но особое отношение к Болгарии сложилось у нашего земляка еще в далеком 1979 году. Почти 40 лет назад он как представитель Главного управления космических средств имел непосредственное отношение к совместному советско-болгарскому полету на космических кораблях «Союз-33» и «Союз-ТМ-5». 

В спорах о полете «Союза-33»
Подготовке к запуску предшествовали поистине драматические события. На совещании специалистов КБ «Химмаш», которое проходило на полигоне «Фаустово», Леонид Дудин оказался единственным, кто не поставил свою подпись под разрешительным документом на старт экипажа в составе Николая Руковишникова и болгарина Георгия Иванова. Представитель главка усомнился в надежности серийного турбонасосного сегрегата. На контрольных испытаниях давление на выходе из насосного окислителя не «дотягивало» до требуемой величины, что не создавало необходимых условий для успешного маневра стыковки корабля.
Руководителей испытаний вместе с Дудиным вызвали «наверх». Там долго курили, кричали, молчали, спорили, а затем все-таки приняли решение: «допустить данную партию турбонасосных агрегатов (ТНА) к сборке». Это случилось вопреки возражениям главного инженера ННО-9 Владимира Александрова и представителя Военно-космических сил Леонида Дудина.
10 апреля 1979 года был запущен космический «Союз-33» с космонавтами на борту – командиром Н. Руковишниковым и космонавтом-исследователем гражданином Народной Республики Болгарии Г. Ивановым. В полете при стыковке со станцией «Салют-6» кораблю не хватило силы тяги. Другие попытки также не увенчались успехом. Экипаж «Союза-33» тогда приземлился на дублирующем двигателе. 
До конца года работала компетентная комиссия. Ее заключение: «Непровар газогенератора». Ошибка сварщика на одном из сибирских заводов могла привести к трагедии, но пресловутый «человеческий фактор» лишь на время отложил реализацию болгарской космической программы. 

Советско-болгарская программа выполнена
Второй советско-болгарский полет удачно прошел в 1988 году на «Союзе ТМ-5» и явился хорошей компенсацией за неудачу 1979 года. Так, Болгария стала единственной из стран-членов «Интеркосмоса», которая за время существования СССР успела послать в космос двух своих представителей. 
Подводя итог нашей беседы, мы не могли не спросить ветерана, а чем лично для него закончилась «болгарская» эпопея. Оказалось, что чисто «по-советски» сначала объявили выговор «за недостаточную настойчивость в реализации аргументов не в пользу полета», а затем, когда все поутихло, – денежной премией «за профессиональный подход к делу». И спустя много лет наш прославленный земляк продолжает гордиться историей и вкладом в исследование космоса всех шести предприятий Фаустовской промплощадки. С каждым из них у Леонида Анфиногеновича давние тесные связи и самые теплые дружеские отношения. 
Но особое место в его жизни принадлежит КБ «Химмаш». Работа там закалила характер, научила до конца отстаивать свои убеждения и принципы. 

Леонид Дудин: «Это был единственный случай, когда двигатель нашего КБ дал сбой в космосе, и то по чужой вине. По конструкторким решениям двигатели КБ «Химмаш» совершенны и надежны. Их безопасность позволяет кораблям в космосе двигаться куда надо и как надо выполнять свои функции. Благодаря этим двигателям Воскресенский район имеет прямое отношение к освоению Вселенной».

Подготовил В. Назаров