Воскресенск. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 20 ноября

дождь со снегом0 °C

Онлайн трансляция

8 июля – День Петра и Февронии

08 июля 2016 г., 7:13

Просмотры: 293


Как дата календаря учит любви и верности.

Сегодняшний день в календаре особый: православный мир чествует святых Петра и Февронию Муромских, чья история любви для многих стала образцом и символом семейной верности. В светском обществе этот праздник так и называется – День семьи, любви и верности. «НС» предлагает вспомнить историю Петра и Февронии и узнать, какие ценности сегодня принято считать семейными.    


Муромские покровители семьи


В Русской православной церкви Петр и Феврония – покровители семьи и брака. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давыдом Юрьевичем, правившем в Муроме с 1205-го по 1228 год, и его супругой княгиней Ефросиньей, о которой практически ничего не известно. Князь Давыд Юрьевич и княгиня Ефросинья имели сыновей Святослава и Юрия и дочь Евдокию. 
Приняв постриг, супруги получили имена Петр и Феврония. Они были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местно-
чтимых святых. Днем их церковного почитания считается 25 июня по старому стилю, хоть ряд летописных источников и утверждает, что смерть и погребение святых состоялись в апреле 1228 года. Подобное несоответствие обычно связывают с тем, что 25 июня было проведено перенесение мощей святых из обветшавшего Борисо-Глебского кафедрального собора в собор Рождества Пресвятой Богородицы на Воеводской горе. Там мощи хранились с XVI в. вплоть до начала XX в.  А с 1992 года они открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. В связи с канонизацией Петра и Февронии русский писатель и публицист XVI века Ермолай Прегрешный на основе муромских устных преданий создал «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Данное произведение стало настоящим памятником древнерусской литературы.


Брак – это духовное лекарство


По мнению исследователей, в основе легенды лежат два популярных в народнопоэтическом творчестве сюжета: об огненном змее и о мудрой деве. Победив змея, герой был обрызган его ядовитой кровью. Все его тело покрылась язвами и струпьями. В поисках лекаря он знакомится с дочерью бортника из деревни Ласково, готовой его вылечить. Князь сулит ей несметные богатства, но в ответ Феврония заявляет, что поможет ему лишь при условии, что он станет ее супругом. Возможно, это место является ключевым в произведении. 


Многие искусствоведы и литераторы усматривают в условии Февронии лишь меркантильную сторону. Однако богословы трактуют этот момент абсолютно противоположным образом. Зная, что болезни попускаются Богом для испытания или за грехи, Феврония «назначила лечение» для плоти, подразумевая более высокий смысл. Брак – это духовное лекарство, которым человек исцеляется не только от  телесных недугов, но и от душевных изъянов. Вероятно, такое условие должно было научить князя смирять гордыню, чтобы увидеть любовь. Петр пообещал жениться, но его высокое происхождение не подразумевало подобного мезальянса. Лишь заболев и вылечившись повторно, он начинает прозревать. В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы умереть в один день и быть похороненными в одном гробу. 
Как гласит предание, скончались они в один день и час, но, нарушив завещание, их похоронили в разных гробах, посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню вместе. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице. Подобное повторилось несколько раз, пока, наконец, не стало яно, что невероятное воссоединение Петра и Февронии – это проявление Божьего благословения. 


История этих святых –настоящий символ любви и верности. А в 2008 году праздник перестал быть только религиозным и стал частью светской культуры.