Дню войск противовоздушной обороны посвящается

05 апреля 2023, 15:22

Дню войск противовоздушной обороны посвящается

Фото: Максим Лысов

Фото: Максим Лысов

4 июля 1989 года, после постановки задачи дежурной смене нашей 40-й ОРБ, я прибыл на КП «Север». В глубине просторного помещения шла первичная работа расчёта КП. На больших планшетах планшетисты «двигали» воздушные цели. В привычном ритме поступала информация от РТ батальонов о воздушной обстановке северной части ГДР.
Неожиданный поворот
В этот день я был ответственным от политотдела бригады на КП. Дежурные офицеры доложили, что боевая работа расчета идет в штатном режиме. Однако определенное напряжение вызывала параллельная задача по сопровождению литерного самолета, на борту которого летел в Париж М.С. Горбачев. Мне было доложено, что в СГВ (Польша) прошел сигнал «Бедствие». Потерпевший катастрофу самолет упал в море, а летчик удачно катапультировался.
Но событие развивалось совсем по-другому. Из района Колобжига, где базировался 871ИАП 239 ИАД, в 9 часов 8 минут поднялся в воздух МИГ-23 с бортовым номером 22. На 41 секунде у машины пропала тяга, в левом воздухозаборнике произошел хлопок. Получив подтверждение аварийной ситуации, летчик катапультировался позже.
После «разбора полета» появился интерес к пилоту — полковнику Н. Скуридину — начальнику политотдела части. Вернувшись из отпуска, офицер прошел предполетную подготовку, был допущен к полетам, имел приличный налет — 1700 часов, из которых 500 часов на МИГ-23.
Анализ аварии показал, что полковник Скуридин действовал правильно. Но было одно «но»: при катапультировании он не заглушил двигатель самолета. Казалось, что неуправляемый МИГ должен был упасть. Однако он набрал высоту 4 — 6 километров и курсом 265 градусов на форсаже уходил на запад.
Призрачный полет
Когда произошла авария, расчеты приводов РЛС на аэродромах вместо сопровождения цели выбежали из кабин посмотреть на аварию, а когда вернулись, отметки самолета на радаре уже не было.
Комдив генерал А. Кренделев вместе с командующим СГВ доложил наверх, что МИГ упал в болото Щецинского залива. Это визуально подтвердилось при облете вертолетом места аварии. Но МИГ-23 продолжил свой призрачный полет. Прошел сразу границу ПНР и ГДР.
В это время в воздухе было много самолетов, да и повышенное внимание за полетом борта № 1, что сказывалось на действиях сил ПВО. Позже скажут, что ПВО не сработало в этой ситуации. Но было обнаружение «призрака». В этот день 1-й ОРТБ был освобожден от несения боевого дежурства для регламентных работ. И здесь отличился капитан Смирнов.
Включив РЛС «Оборона» для проверки параметров, он обратил внимание на отметку на экране радара, которая шла курсом на запад без заявки. Об этой цели он сразу доложил на КП «Север». Офицеры КП посоветовали капитану Смирнову заниматься регламентными работами, а они разберутся, что там за «НЛО». Один из оперативных дежурных КП дал команду на включение в работу радиолокационного поста близ города Бадеков, расположенного у границы с ФРГ.
Но призрачный МИГ уже в это время, 9 часов 42 минуты, пролетал границу ГДР. Операторы радиолокационного поста сразу доложили, что видят групповые цели уже в воздушном пространстве ФРГ. В это время два НАТОвских самолета F-15 игл вели «нарушителя».
После облета, через 15 минут, пилот НАТО — капитан Мартин — доложил о визуальном контакте: летчика нет, фонарь отстрелен. Уничтожать воздушную цель команды не было. Внизу густонаселенные районы ФРГ. Поступила команда сопровождать.
Упал в Бельгии
Полет МИГа проходил 1 час 22 минуты, он преодолел 900 километров. Краснозвездная машина не долетела 8 километров до границы Франции. Сразу пошли ноты протеста из Бельгии, Нидерландов, ФРГ.
В 13 часов 30 минут западные радиостанции сообщили о падении советского самолета в Бельгии. МИГ-23, израсходовав топливо, рухнул на строение бельгийского фермера, при этом погиб его 19-летний сын.
Фермер позже получил компенсацию в размере 685 000 долларов. Извинения принес полковник А. Скуридин.
Министр обороны маршал Д. Язов лично позвонил комдиву 239 ИАД генералу А. Кренделеву. В жестком диалоге министр посетовал, что еще не забыта история с Рустом. Комдив же в этой ситуации обратил внимание, что МИГ-23 — хорошая машина. На что Язов высказал всё, что думал о комдиве. Позже представители ОКБ «Микоян» наградят полковника А. Скуридина именными часами.
Прошло несколько месяцев, и на наш аэродром в Виттштоке приземлился борт с комиссией из Москвы. Представители военной прокуратуры СССР вынесли несколько прокурорских предупреждений оперативным дежурным КП. А представители военного отдела ЦК, посмотрев документы нашего политотдела, сделали вывод, что бригада не на должном уровне организована работа с офицерами штаба по организации учёбы и повышению профессионального уровня подготовки. То, что самолет ещё раз показал хорошие показатели в такой необычной ситуации, было подтверждением лётных возможностей МИГа, заложенных КБ «Микояна».
Навсегда вошёл в историю
В конце шестидесятых годов стало очевидным, что трудяга штурмовик ИЛ-28 своё отжил. Созданный сразу после Великой Отечественной войны, он оказался удачной машиной и занял достойное место в истории фронтовой авиации. И когда встал вопрос о создании нового поколения для действий в фронтовой полосе, ОКБ «Микоян» лучше других справился с этой задачей.
Был совершён прорыв в истории самолетостроения — создана машина с изменяемой стреловидностью крыла — от 18 до 75 градусов.  Такое изменение размаха крыльев позволяло менять скорость машины при обеспечении устойчивости в полёте. Реактивный самолет мог садиться с коротким пробегом.
В 1962 году лётчик-испытатель Мосолов первый раз поднял новый МИГ в воздух. И лишь через 7 лет, после серьёзных испытаний с новой бортовой РЛС «Юр-23», он стал поступать в армию. Истребитель-штурмовик МИГ-23 обладал хорошей скоростью — порядка 2500 км/час, а потолок полёта был равен 17 километрам. Хорошо машина показала себя в боевых действиях в 1974 году в Ираке и, безусловно, во время войны в Афганистане.
Во время моей служебной командировки в ГСВГ служить пришлось в гарнизоне города Виттшток. Здесь был хороший, ещё довоенной постройки аэродром. Штаб нашей 40-й ОРТБ и 17 корпуса ИА располагались в одном здании. И часто приходилось видеть взлёт и посадки МИГ-23. Дело в том, что почти во всех группах советских войск в Восточной Европе на вооружении имелись полки, дивизии этих истребителей-штурмовиков, ведь рядом была граница НАТО.
После войны 17-м корпусом ИА командовал генерал Савицкий с позывным «Дракон», впоследствии маршал авиации. Здесь, в этом гарнизоне, родилась Светлана Савицкая: летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.
Высший пилотаж
Нам, офицерам радиотехнических войск, приятно было служить вместе с лётчиками. Наши РЛС вели постоянную разведку и наблюдение за воздушной обстановкой северной части ГДР. В любой момент, при обнаружении воздушного противника в зоне нашей ответственности, мы выдавали координаты возможного нарушителя воздушного пространства для соседей-авиаторов.
В то время в ГСВ, а позже, после объединения Германии, в ЗГВ, шла постоянная боевая учёба. Днем и ночью на нашем аэродроме шли дневные, ночные полёты, исключение лишь — воскресенье и праздники. Приятно было видеть в ночном небе взлёт пар МИГ-23. Сноп огня, сильный шум боевых машин вызывали чувство гордости за военную силу нашей группировки.
Сегодня, когда прошло немало лет, да и ситуация в военном плане у Западной Европы сильно изменилась, скажу еще раз свое мнение: нас уважали, потому что видели нашу боевую мощь — более чем полумиллионной группировки советских войск.
В группу войск ГДР поступала самая новейшая и современная боевая техника. Запомнилось, как в конце 80-х годов в нашем гарнизоне на смену МИГ-23 пришли первые эскадрильи МИГ-29. Офицеров бригады пригласили на первые показательные полеты новых «горбунков». Высший пилотаж. Знаменитые «Кобра» и «Колокол» демонстрировал лётчик-испытатель Квочур. Рядом с нами, офицерами, стоял начальник гарнизона, командир корпуса ИА генерал Корнуков. У наших соседей-авиаторов теперь начались интенсивные полёты по освоению МИГ-29, самолета нового поколения.
После падения МИГ-23 советским военным специалистам разрешили через два дня забрать обломки самолёта. Главное, что удалось найти — прием-ответчик. В данном случае небольшой блок бортовой РЛС «Я — свой» имел весьма секретное оборудование, замена которого на всех военных самолётах ВС СССР стоила бы миллион рублей.
Безусловно, время не стоит на месте, в авиации идёт постоянная работа по совершенствованию самолётов с учётом условий современного боя. В ходе войны в Афганистане появились и новые требования к штурмовикам. В короткие сроки была создана удачная машина в ОКБ «Сухого».
Буквально сразу отлично зарекомендовал себя СУ-25. Штурмовик «Грач» вызывал на земле хорошую оценку. Мощное вооружение позволяло эффективно отрабатывать наземные позиции противника. Но летчикам он чем-то напоминал знаменитый на весь мир штурмовик ИЛ -2. «Летающий танк» часто возвращался с боевого задания с большими повреждениями, но дотягивал до аэродрома. Такую выживаемость имел и СУ-25.
А что наш истребитель-штурмовик МИГ-23? Один из них сегодня застыл на «взлете» у города Белоозерского, напоминая нам о хорошем самолёте советской эпохи, достижениях ОКБ имени Микояна.
Текст: Почетный гражданин городского округа Воскресенск, ветеран войск ПВО, председатель совета ветеранов г. о. Воскресенск, подполковник в отставке В.Ф. Дацюк